А вам нужны команды,
дающие контрастные результаты?

Статья опубликована в в журнале "Управление магазином" №8, 2020.
Фото взято из открытого источника http://www.fashionware.ru/news/?action=show&id=110...
Наталья Антонова
В любые времена в любом бизнесе собственники ждут контрастного результата (того, который превосходит их ожидания). Для начала предлагаю дать определение: что такое команды и командообразование (как процесс), рассмотреть виды команд, установить проблемы, с которыми сталкиваются команды в рознице, рассмотреть подходящие инструменты и методы, опираясь на научный подход и практику работы в рознице более 20 лет.

Команда — это группа единомышленников, объединяемая общей целью, авторитетом лидера, пониманием, кто, что и когда делает, обладающая стандартами взаимодействия и поведения, созданная для достижения результата, превосходящего ожидания [1] .

Командообразование рассматриваю как формирование и развитие команды. Целенаправленное развитие команд позволяет достигать командные эффекты. А что это?

Командные эффекты — конкурентные преимущества, создаваемые путем формирования и развития команд на всех уровнях и межфункционального взаимодействия в организации.

Стабильное развитие торговых компаний обеспечивают следующие командные эффекты:

 взаимное усиление и взаимопомощь для достижения общей цели;

 приоритет общей цели над личными;

 инициативный обмен ресурсами;

 высокая личная ответственность каждого сотрудника за достижение целей отдела, компании;

 добровольная самодисциплина и самоконтроль сотрудников, которые воспринимаются как надежность;

 инициативная подача обратной связи сотрудникам, открытость коммуникации;

 целеустремленные и инициативные неформальные лидеры на постах руководителей;

 высокая степень доверия сотрудников друг к другу, основанная на опыте совместных действий;

 способность к организации самостоятельной и согласованной деятельности каждого отдела и подразделения, как следствие — адаптивность к изменениям;

 обязательность принятых в компании стандартов поведения и деятельности для всех, отсутствие двойных стандартов;

 готовность принять личную ответственность за неудачу команды, принятие заслуг других и команды в случае успеха;

 ориентация на результат в индивидуальной и совместной деятельности;

 развитое чувство «мы» и корпоративная культура.

Командные эффекты обеспечивают бизнесу и торговым компаниям следующие преимущества:

 согласованность действий сотрудников в ситуациях противоречия интересов, неопределенности цели, неопределенности способа действий;

 высокую управляемость, основанную на индивидуальной и коллективной ответственности;

 скорость внедрения нововведений;

 лояльность и приверженность менеджменту, снижение текучести кадров и затрат на персонал;

 более высокую вероятность принятия проработанных и качественных решений;

 надежность (особенно в случае форс-мажоров) при общем снижении затрат на контрольные функции;

 повышение стоимости бренда без дополнительных затрат на рекламу и PR;

 инициативу членов команды в создании новых стандартов, путей оптимизации.

С основными понятиями разобрались. Давайте посмотрим, какие команды существуют в рознице:

  • команда магазина
  • команды подразделений бэк-офиса
  • управленческая команда (розничной сети, руководителей подразделений бэк-офиса)
  • проектные команды, созданные для решения задач развития.


Таким образом, мы видим, что работа команд является основным звеном деятельности розничной компании. Предлагаю на примерах кейсов рассмотреть возможности развития команд в рознице, направленные на повышение эффективности.

Кейс 1. Повышение эффективности магазина за счет перераспределения функций между сотрудниками и изменений системы закупок в РС «Товарищ» (33 магазина).

Задачи:

1. Оптимизировать штатное расписание магазинов за счёт перераспределения функций сотрудников и повышения производительности.

2. Автоматизировать на 90% формирование заказов, оптимизировать товарные запасы магазина.


3. Изучен бизнес-процесс закупок товара «от заказа до продажи», в том числе уровень автоматизации формирования заказа, график поставок, тайминг и алгоритм приёмки.

4. Разработана гипотеза модели оптимизации бизнес-процесса закупок:

  • определены товары и распределены на группы с периодичностью закупок 1 раз в месяц, 1 раз в неделю; 2-3 раза в неделю; ежедневно
  • скорректирован график заказов/поставок согласно периодичности заказа, времени на приемку товаров, сроков хранения
  • настроен и скорректирован автомат-заказ в торговой программе
  • разработана система корректировки заказов с учетом сезонности и изменений в распределении торговых площадей
  • строгий контроль за соблюдением поставщиками графика, времени и объёмов поставки, качества товаров, наличия сопроводительных документов


Результаты проекта:

  • Плюс 30% прироста выручки магазина за 2 месяца за счёт обеспечения наличия необходимого товара в торговом зале магазина, не смотря на открытие конкурента — супермаркета.
  • Снижение недостачи в магазине — в рамках нормативных показателей. Ранее среднемесячная недостача магазина, в котором был реализован проект была около 80 000 руб./мес.
  • Автоматизация процесса закупок на 90%.


Что мешает эффективности команд в рознице (и не только)?

5 пороков и добродетелей команды. Простые решения для развития команд.

Существуют пять основных пороков и добродетелей команды (по Патрику Ленсиони; Рисунок 1, Таблицы 1-2):

недоверие,
боязнь конфликта,
безответственность,
нетребовательность,
безразличие к результатам.
Таблица 1. 5 пороков и 5 добродетелей команды.
Таблица 2 От пороков к добродетелям команд
Члены сильных команд предпочитают открытое, хоть и чреватое конфликтами общение друг с другом. Самым надежным методом поддержания эффективности является взаимное полезное давление друг на друга каждого члена команды. Но ни высокий уровень доверия, ни конструктивные конфликты, ни требовательность не могут компенсировать отсутствия желания победить.
Рисунок 1. Пять пороков команды в версии Патрика Леонсини.
© Центр Командных Компетенций
1993 — 2024
Юридическая информация:

ИП Долгов Максим Валерьевич
ОГРНИП: 312502431400023 от 09.11.2012
Владимирская область, Александровский район, ДПК "Лесные Озера", д.49

email: mdolgov.official@gmail.com