В любые времена в любом бизнесе собственники ждут контрастного результата (того, который превосходит их ожидания). Для начала предлагаю дать определение: что такое команды и командообразование (как процесс), рассмотреть виды команд, установить проблемы, с которыми сталкиваются команды в рознице, рассмотреть подходящие инструменты и методы, опираясь на научный подход и практику работы в рознице более 20 лет.
Команда — это группа единомышленников, объединяемая общей целью, авторитетом лидера, пониманием, кто, что и когда делает, обладающая стандартами взаимодействия и поведения, созданная для достижения результата, превосходящего ожидания [1] .
Командообразование рассматриваю как формирование и развитие команды. Целенаправленное развитие команд позволяет достигать командные эффекты. А что это?
Командные эффекты — конкурентные преимущества, создаваемые путем формирования и развития команд на всех уровнях и межфункционального взаимодействия в организации.
Стабильное развитие торговых компаний обеспечивают следующие командные эффекты:
взаимное усиление и взаимопомощь для достижения общей цели;
приоритет общей цели над личными;
инициативный обмен ресурсами;
высокая личная ответственность каждого сотрудника за достижение целей отдела, компании;
добровольная самодисциплина и самоконтроль сотрудников, которые воспринимаются как надежность;
инициативная подача обратной связи сотрудникам, открытость коммуникации;
целеустремленные и инициативные неформальные лидеры на постах руководителей;
высокая степень доверия сотрудников друг к другу, основанная на опыте совместных действий;
способность к организации самостоятельной и согласованной деятельности каждого отдела и подразделения, как следствие — адаптивность к изменениям;
обязательность принятых в компании стандартов поведения и деятельности для всех, отсутствие двойных стандартов;
готовность принять личную ответственность за неудачу команды, принятие заслуг других и команды в случае успеха;
ориентация на результат в индивидуальной и совместной деятельности;
развитое чувство «мы» и корпоративная культура.
Командные эффекты обеспечивают бизнесу и торговым компаниям следующие преимущества:
согласованность действий сотрудников в ситуациях противоречия интересов, неопределенности цели, неопределенности способа действий;
высокую управляемость, основанную на индивидуальной и коллективной ответственности;
скорость внедрения нововведений;
лояльность и приверженность менеджменту, снижение текучести кадров и затрат на персонал;
более высокую вероятность принятия проработанных и качественных решений;
надежность (особенно в случае форс-мажоров) при общем снижении затрат на контрольные функции;
повышение стоимости бренда без дополнительных затрат на рекламу и PR;
инициативу членов команды в создании новых стандартов, путей оптимизации.
С основными понятиями разобрались. Давайте посмотрим, какие команды существуют в рознице:
- команда магазина
- команды подразделений бэк-офиса
- управленческая команда (розничной сети, руководителей подразделений бэк-офиса)
- проектные команды, созданные для решения задач развития.
Таким образом, мы видим, что работа команд является основным звеном деятельности розничной компании. Предлагаю на примерах кейсов рассмотреть возможности развития команд в рознице, направленные на повышение эффективности.
Кейс 1. Повышение эффективности магазина за счет перераспределения функций между сотрудниками и изменений системы закупок в РС «Товарищ» (33 магазина). Задачи:
1. Оптимизировать штатное расписание магазинов за счёт перераспределения функций сотрудников и повышения производительности.
2. Автоматизировать на 90% формирование заказов, оптимизировать товарные запасы магазина.