В 1985 году Дэниэль Венгер и его коллеги представили концепцию трансактивной памяти – механизма, поддерживающего получение, хранение и использование знаний в группах взаимодействующих людей. Первоначально концепция применялась для объяснения когнитивных процессах в парах, находящихся в близких отношениях (Wegner, D.M., и др., 1985). Достаточно быстро было обнаружено, что этот же механизм реализуется и в группах большей размерности, в рабочих группах, командах, организациях (Ren, Y., и др., 2011).
Что же из себя представляет система трансактивной памяти (transactive memory system, TMS)? TMS – это совокупность
личной памяти членов группы, содержащей определенную информацию (профессионального и личного характера) и т.н.
трансактивной памяти – информации о том, кто в группе какой информацией обладает (Ren, Y., и др., 2011). Трансактивная память формируется и используется в процессе внутригрупповых трансакций – делового и неформального общения, совместных действий и т.п. С помощью этих трансакций группа, по сути, объединяется в единую сеть, содержащую в себе и конкретные информационные «блоки знаний» и информацию об «адресах», т.е. о том, к кому из членов группы следует обращаться за какой информацией.
Развитие трансактивной памяти включает в себя передачу и обновление информации, имеющейся у участников, об областях уникальных знаний других участников. Каждый участник отслеживает опыт других участников, направляет новую информацию соответствующему участнику и использует это отслеживание для доступа к необходимой информации (Mohammed, S., et al., 2001), (Wegner, D.M., et al., 1985), (Wegner, D.M., 1995). Таким образом, члены команды используют друг друга в качестве внешних вспомогательных средств памяти, создавая тем самым совместимую и распределенную систему памяти (Kozlowski, Steve & Ilgen, Daniel, 2006).
Используя эту метафору компьютерной сети, Дэниель Венгер выделил следующие процессы, которые происходят во время кодирования, хранения и извлечения информации (Wegner, D.M., 1995):
- «Обновление директорий» (члены группы непрерывно изучают, что известно или будет известно остальным в их группе)
- «Распределение информации» (новая информация направляется субъекту, экспертиза которого позволяет с наименьшими усилиями обработать её и сохранить)
- «Скоординированное извлечение информации» (поиск и извлечение информации по определённой теме происходит в соответствии с тем, к чьей экспертной сфере она относится)
Исследователи Диана Лианг с коллегами, а позже Ричард Морленд и Лариса Мясковски описали три поведенческих индикатора, по которым можно оценить состояние трансактивной памяти:
специализация,
доверие и
скоординированность (Liang, D.W., и др., 1995), (Moreland, R.L., и др., 2000).
- Специализация показывает, что области знаний и навыков в команде разделены между её участниками, а информация об этом разделении доступна и общеизвестна.
- Доверие означает, что информация, полученная от коллеги, не перепроверяется, так как участники команды уверены в компетентности друг друга.
- Скоординированность говорит о том, что потоки знаний и информации двигаются в нужном направлении и с нужной скоростью.
В 2004 году
Кайл Льюис предложил опросник, позволяющий оценить эти индикаторы (Lewis, K., 2004). В оригинальном опросном листе используется три группы по пять утверждений, согласие с которыми должно оцениваться респондентами по шкале Ликерта от 1 до 5. Конвергентная, дискриминантная и содержательная валидность были проверены различными способами в трёх исследованиях (одно экспериментальное лабораторное и два полевых). Во всех были получены похожие результаты, подтверждающие валидность метода. Значение коэффициента альфа Кронбаха указывает на надёжность (для трёх исследований, соответственно, α1 = .86, α2 = .92, α3 = .82).