Центральная идея теорий самокатегоризации и социальной идентичности заключается в том, что по мере развития отношений в группе и между человеком и группой (командой) происходит следующий сдвиг: группа перестает быть внешним элементом по отношению к человеку, интериоризируется и включается в его понятие «я». Эта новая «я/мы»-концепция человека основывается на его знании о своей принадлежности к группе, эмоционально-окрашенном значении этой принадлежности и понимании, что эта принадлежность для него означает (Tajfel, 1982). Исходя из этого понимания, можно сказать, что командная идентичность состоит из 1) когнитивного, 2) оценочного и 3) аффективного компонентов (Ellemers, и др., 1999).
Когнитивный компонент включает в себя смыслы, убеждения, цели и другие конструкты, общие для людей, принадлежащих к определенной группе (команде). Оценочная часть идентичности формируется на основании общих суждений и оценок и, в свою очередь, влияет на самооценки членов команды. Аффективный компонент относится к аффективно–эмоциональной связи между индивидом и командой (Solansky, 2011).
Процессы формирования групповой идентичности происходят, как дедуктивным, так и индуктивным путём (Postmes, и др., 2005). В первом случае, благодаря механизмам межгруппового сравнения, различие с «другими» по какому-то всем известному существующему признаку подчеркивается, сходства – сводятся к минимуму, усиливая, тем самым уникальность «мы» и обособленность от «них». Например, «...мы (в отличие от остальных команд) – команда изменений, мы наиболее проактивны и настойчивы, мы собраны из лучших представителей своих специальностей для проведения важного для организации проекта».
Индуктивный процесс, основывается на объединении группы вокруг какого-либо атрибута, ценности, нормы, признаваемой важной всеми членами группы. Это сближение происходит в процессе предъявления и обсуждения позиций и отношений членами группы, как результат формирования общего понимания сути и значимости объединяющего элемента. Команда из предыдущего примера могла бы также заявить: «…нас объединяет стремление к развитию, готовность к взвешенному риску и открытость к новым знаниям и отношениям». Как мы можем увидеть, индуктивные и дедуктивные пути не конкурируют между собой, а, наоборот, действуют совместно, формируя феномен идентичности.
В процессе развития командной идентичности действует и еще один важный цикл взаимосвязанных и взаимоподдерживающих влияний. С одной стороны, человек, осознавая свою принадлежность к группе, начинает всё больше и больше себя с ней отождествлять. С другой – сама группа, в процессе совместного обсуждения происходящего, постоянно уточняет – в чем же заключается её коллективная сущность и, тем самым влияет на индивидуальное восприятие группы отдельными её членами (Ashforth, и др., 2011).