Существует несколько факторов, влияющих на вовлеченность персонала в деятельность организации. К этим факторам относятся следующие:
1. Карьерный и профессиональный рост. Организации с высоким уровнем вовлеченности создают своему персоналу условия для развития личных способностей, обретения новых навыков и знаний, личностной реализации.
2. Оценка и поощрение результативных сотрудников. Руководителям следует оценивать, материально и морально поощрять результативных сотрудников.
3. Ясность организационных ценностей. Персоналу необходимо знать и понимать организационные ценности и миссию организации.
4. Уважительное отношение к персоналу. Необходимо уважительно относиться к каждому сотруднику.
5. Участие сотрудников в управлении. Персоналу необходимо иметь возможность принимать решения относительно вопросов, способных повлиять на эффективность труда. Руководители высоко вовлеченных команд формируют доверительную и стимулирующую к работе атмосферу, в которой сотрудников призывают предлагать свои идеи и подходы к труду, способные повысить эффективность работы организации.
6. Создание престижного имиджа продукции и предприятия. Вовлеченность персонала зависит от его собственного восприятия качества продукции/услуг и имиджа организации.
7. Прочие факторы, влияющие на вовлеченность:
- равные возможности в развитии и росте для всех сотрудников;
- объективное и непредвзятое отношение ко всем сотрудникам;
- справедливое материальное вознаграждение и премирование особо результативных сотрудников;
- комфорт и безопасность рабочих мест;
- интерес к профессии и процессу труда.
Итак, основные вводные о вовлеченности мы обозначили. Теперь поделимся нашим опытом из практики работы с розничными компаниями разного масштаба.
Однажды у нас в шутку спросили: «А где бы взять такую прививку, чтобы бодро и с песнями, с инициативой и желанием все двигались в едином порыве?». Мы тоже посмеялись. Нет таблеток от всего, но есть то, что стоит создать, чтобы такие чудеса генерировали сами себя. Речь идет о вовлекающей среде. Чтобы подробнее ее обсудить, приведем лишь 3 наиболее часто встречающихся факта.
Факт № 1. Сейчас работодатели часто упоминают так называемый «базовый уровень уважения» как необходимую основу структуры мотивов. Речь, откровенно говоря, идет о простых проявлениях «заботы» о сотруднике: температура в помещении, удобство оборудования, форма и ее качество, качество необходимых расходных материалов, качество помещения приема пищи, туалетных и бутовых помещений и прочего – словом то, что чаще всего относят к критериям удовлетворенности трудом. Сотрудники считывают именно это базовым (обязательным) уровнем уважения к себе со стороны компании, причем категоричность требований к его наличию и содержанию растет. По нашим наблюдениям, большинство требований вполне себе обоснованные.
Факт №2. Несмотря на сохраняющийся интерес к стабильности, все ярче проявляется еще одно категоричное требование со стороны сотрудников «жить сейчас, а не потом». Как это сказывается на вовлеченности? Да прямым образом! Философия «подожди и потерпи, глядишь и будет» постепенно стирается. Носители новой философии «сейчас, теперь, а не потом» прекрасно осознают, что находятся в условиях бизнеса, но соизмерить свой вклад и рост бизнеса могут не всегда. Отсюда череда претензий «я вам вон сколько, а вы мне вот сколько».
Факт №3. Работодатель сейчас, иной раз, больше заинтересован в работнике, нежели сам торговый персонал в рабочем месте. Легкость, с которой персонал мигрирует, принимает решение о переходе в другие компании (порой компании-конкуренты) задает отчетливое направление поиска ответов на вопрос «как вовлечь и удержать?».
Предлагаем разобраться с возможными контрмерами по каждому из фактов.Факт №1 «Базовый уровень уважения». В нашей практике мы встречаем: опросы\фокус-группы с торговым персоналом на темы связанные с улучшений условий быта. Удивительные вещи: большинство сотрудников хотели бы малого, чтобы чувствовать со стороны компанию большую заботу. В случае, если предложения требуют особых вложений поступают так: каждое предложение, внесенное на рассмотрение, проходит стадию, где финансисты совместно с руководителями проводят расчет «что, на сколько и за какой период нужно продать, чтобы получить желаемое». Очень часто, сумма необходимого заработка помещается на всеобщее обозрение и каждый день (!) вносятся корректировки. Сам факт достижение желаемого сотрудниками воспринимается как событие, не говоря уже о том, что динамика интересна всем, при необходимости виден вклад каждого, процесс достижения становится интересен сам по себе. Вот так реализуются 2 из 6-ти принципов создания вовлекающей среды: принцип online, когда есть возможность отслеживать динамику изменений, соизмерять ее с другими показателями; и принцип событийность, когда за любой цифрой цели стоит радостное событие, контрастное к повседневной жизни.
Факт №2. «Сейчас, теперь, а не потом». Здесь работают сразу несколько принципов построения вовлекающей среды.
Принцип прозрачности. Готовность к открытой позиции: обсуждения сложностей, признания ошибки, совместного разбора полетов и обозначения сильных сторон и поиска улучшений. В нашем опыте здесь хорошо работает детализация процессов и процедур. Как только что-то становится «понятно» и «прозрачно», находятся идеи как сделать лучше, как усовершенствовать. Здесь потребуется изрядное терпение, т.к. большинство не видят и не представляют сложность деятельности друг друга. 1-2 дня «в гостях у функции» в качестве стажера или даже наблюдателя дают удивительный силы импульс желания повлиять и изменить к лучшему, предложить как сделать по-другому. Мы уже не говорим о том, что отношения между сотрудниками разных функций улучшаются, и появляется большая степень уважения к требованиям друг друга. Обратим внимание, что над принципом прозрачности, хорошо бы научить давать обратную связь друг другу так, чтобы хотелось меняться, а не разругаться окончательно. Великолепные результаты, по нашему опыту, дает кратковременное обучение сотрудников пониманию типов потерь (философия бережливости Toyota) и запуск внутреннего соревнования по их устранению. Продолжая идею прозрачности, результаты аттестаций, оценок и сотрудников, и руководителей доступны всем, как и результаты по просу 360°.
Принцип доступности. Речь идет о беспрепятственной доступности руководителей, в первую очередь. Как это организовать – каждая компания решает сама: кто-то устраивает ежеквартальные встречи с руководителями вышестоящего уровня, иногда это вебинар\трансляция, кто-то устраивает «обратную связь наоборот» от сотрудников непосредственному руководителю каждый месяц. Помимо обратной связи у каждой из сторон есть возможность обеспечить прозрачность понимания ряда вопросов, поделиться информацией, заключить договоренности. помним, что параллельно вы активно развиваете культуру обратной связи, что само по себе закрепляет вовлеченность в происходящее, небезразличие ко всему, что происходит.
Факт №3. Легкость принятия решений о перемене места работы
Здесь, безусловно, масса влияющих факторов, но нам ведь нужна вовлекающая среда, из которой не хотелось бы уходить, а не кандалы на ноги. Большинство из «легко меняющих место» оценят, если нам удастся реализовать в среде торгового коллектива 3 простых принципа.
Принцип результативности. Торговый коллектив, точно знающий критерии результата сам легко констатирует его достижение. Наша задача создать территорию, где каждый имеет успешный опыт достижения поставленной цели и сохранения результативности. Как? Признавать результаты и достижения торгового персонала, особенно ценен индивидуальный результат! Это не само собой разумеющийся факт, это ре-зуль-тат, а он не врет. Это не выполнение функциональных обязанностей, это то, что сделано в соответствии с критериями. Вот это – признавайте и говорите об этом, в лицах, цифрах и от души. Хорошо бы знать о результатах руководителей. Что? А как вы хотели? От осинки не родятся апельсинки. Требовать результата может тот, кто сам его достигает.
История побед. Каждому понятен вклад каждого в общий результат. Отлично работает даже в формате 5-10 минут, когда кто-то из торговой команды вспоминает и рассказывает как можно подробнее о победе\достижении другого. Так формируется в вовлекающей среде уважение к победам и желание достигать результата чаще.
История поддержки. На вовлеченность других работает оказание результативной поддержки в достижении результата (сопричастность к победе коллеги). И вот об этом так же стоит завести привычку говорить. Вполне возможно в формате благодарности («Я благодарен… за…далее подробнее). По общероссийской статистике, именно дефицит благодарности в команде торгового персонала часто приводит к падению вовлеченности. Есть чудесное слово «увАжить», в русском языке.. Именно этого не хватает многим от непосредственного руководителя и коллег.
Таким образом в создании вовлекающей среды в торговой Компании стоит придерживаться нескольких несложных принципов, которые мы получили по результатам многолетней практики:
- результативность
- прозрачность
- доступность
- online
- история побед
- история поддержки
- событийность